1С Шина: интеграционная шина данных для вашего бизнеса

С каждым годом становится всё больше информационных систем, которые решают задачи бизнеса. Появляются новые сервисы для ведения финансового и кадрового учета, ERP и CRM-системы, инструменты для мониторинга и контроля рабочего времени сотрудников и другие программы. 
Если не связывать корпоративное ПО в единую сеть, со временем это приведёт к проблемам с эффективностью труда. Самое банальное — сотрудникам придётся тратить много времени на ручной перенос данных из одного сервиса в другой. Избежать подобной ситуации поможет 1С:Шина: как работает этот продукт и в чём его особенности, рассказываем в статье.

Что такое 1С:Шина

1С:Шина — приложение класса «сервисная шина предприятия» (англ. Enterprise Service Bus или ESB), которое позволяет автоматически передавать данные из одной информационной системы в другую. Если говорить простыми словами, это «мостик» между разным корпоративным ПО, которое компания использует для работы.
Продукт разработан компанией 1С и позволяет интегрировать помимо продуктов на платформе 1С, ПО других производителей. Для этого в 1С:Шине реализована поддержка различных протоколов обмена и форматов данных.

Как работает 1С:Шина

  1. Добавление информации об изменениях в «очередь»

Когда в системе-отправителе, например, в CRM, происходят изменения — добавляется новый заказ или сделка, 1С:Шина не сразу передаёт данные об этом в 1С или другую программу финансового учёта. Вместо этого она кладёт данные в специальный буфер для дальнейшей обработки.

  1. Обработка полученных данных

При внедрении решения разработчик задаёт правила, которым 1С:Шина будет следовать при отправке информации в ту или иную систему. В первую очередь речь идёт о правилах маршрутизации: интеграционная шина определяет куда и как отправить информацию, например, из базы-источника в несколько систем-получателей.

Также правила могут быть связаны с бизнес-логикой проекта. Например, ESB-сервис позволяет добавить дополнительные шаги по обработке данных: выполнить автоматическую валидацию артикула, преобразовать передаваемый файл из XML в JSON или другой формат.

  1. Данные поступают в другую программу

Система-получатель считывает сообщение, помещает его в буфер и применяет на него алгоритмы приёмки информации.

  1. Подтверждение отправки

Если данные передались успешно, 1С:Шина фиксирует отправку информации и создает запись в журнале. Если при передаче данных произошёл сбой, система предупредит администратора об этом.

 

Схема работы 1С:Шины

1С:Шина функционирует асинхронно, то есть системы не ждут ответа друг от друга, а продолжают работать, пока данные передаются через ESB-сервис в фоновом режиме. При необходимости можно задать правила гарантированной доставки сообщений. Тогда сервисная шина будет повторять попытки отправить информацию до тех пор, пока система-получатель не подтвердит доставку.

Какие задачи решает 1С:Шина

  1. Сокращает количество ручной работы и ошибок в данных

Когда сотрудники переносят информацию из одной системы в другую самостоятельно, они тратят больше времени на её обработку, могут допустить опечатки или несколько раз зафиксировать одни и те же данные.

1С:Шина устраняет эту проблему: сервис автоматически и точно переносит данные из одной системы в другую. При этом сотрудникам не приходится тратить время на ввод информации и её проверку — если интеграционная шина настроена корректно, валидация данных происходит без участия людей.

Как это работает на практике: менеджер компании заполняет карточку клиента в CRM на базе 1С или другой платформе. Юридические данные покупателя и сумма заказа попадают в буфер 1С:Шины. Затем информация обрабатывается по заданным правилам и передаётся в программу 1С, которую организация использует для учёта продаж. В интерфейсе 1С автоматически формируется счёт, который менеджер может сразу выставить заказчику.

  1. Позволяет централизованно управлять обменом данных между разными системами

Интеграционная шина даёт возможность оперативно передавать корректную информацию из разных систем-отправителей в системы-получатели. Благодаря этому все сотрудники организации получают одинаковые и верные данные, и руководители могут принимать на их основании обоснованные бизнес-решения. 

1С:Шина может связать системы в единый контур, например, по такой схеме:

Например, когда в CRM поступает информация об успешно заключённой сделке, сообщение об этом автоматически уходит в 1С:Бухгалтерию, где фиксируется прибыль, и в СУС (систему управления складом), где бронируется заказ. Далее данные о покупках попадают в ERP, где собственник бизнеса и топ-менеджмент могут отслеживать доходы и расходы, а также в сервис BI-аналитики, где формируются комплексные отчёты о разных бизнес-показателях компании. Во всём используемом организацией ПО отображается одна и та же корректная информация.

  1. Объединяет веб-сервисы и корпоративный софт

С помощью 1С:Шины можно связать не только локальные программы, но и сервисы, которые работают через интернет. Например, настроить автоматическую передачу данных из маркетплейсов и с сайтов, приложений для ведения электронного документооборота (ЭДО), сервисов для курьеров служб доставки и других.
Это важно для организаций, которые получают заказы с сайта и хотят автоматически передавать информацию об этом в разные учётные системы. Также функция будет особенно полезной для ритейл-компаний, которые ежедневно оформляют тысячи заказов через разные программы, сайты и приложения. С интеграционной шиной менеджеры оперативно получают данные из разных сервисов и ПО и могут быстрее обрабатывать обращения клиентов.

Способы подключения 1С:Шины

Интеграционная шина позволяет настроить обмен данными разными способами. Это позволяет быстрее подключить новые программы, которые только вводят в работу компании, и связать их с другим корпоративным софтом.
Какие способы подключения существуют:
Подключение систем на 1С:Предприятие. 1С:Шина может интегрировать между собой разные конфигурации 1С через встроенные механизмы обмена, например, «ОбменДаннымиXML» или EnterpriseData. Также доступны REST- или SOAP-адаптеры, если используемые программы 1С работают в веб-версии.
Интеграция с внешними системами через API. Программа поддерживает REST API и SOAP и может обеспечивать обмен данными с веб-сервисами и объединять корпоративные системы. Также 1С:Шина работает с упрощённым протоколом OData, который позволяет объединить корпоративную систему с внешними приложениями без модификации кода.
Передача сообщений в виде файлов. В 1С:Шине есть возможность передавать информацию в виде файлов в формате XML, JSON, CSV, Excel. Так можно выгружать данные из 1С в другие программы, отправлять их во внешние системы. Также есть возможность выгружать файлы по расписанию, например, каждый день отправлять информацию о совершенных покупках из системы управления сайтом в 1С, аналитические и другие сервисы. Способ подойдет, если нельзя настроить обмен информацией между системами по API, но сервисы поддерживают загрузку/выгрузку данных в файлах.
Подключение к СУБД. Интеграционная шина позволяет обмениваться информацией с внешними базами данных через добавление нужных JDBC-драйверов. Этот вариант подключения позволяет работать со SQL-запросами.
Интеграция через брокеры сообщений. 1С:Шина может передавать сообщения через RabbitMQ и Apache Kafka с помощью коннекторов даже в системах с высоким потоком данных. При этом не все локальные версии 1С поддерживают брокеры сообщений — возможно потребуется доработка для подключения решения.
Подключение через HTTP-сервисы. Интеграционную шину можно внедрить с помощью приложений для обработки входящих HTTP-запросов. Внешние системы отправляют в неё данные в форматах JSON/XML, шина обрабатывает полученную информацию по заданным правилам и отправляет в другие системы, например, в программы 1С.

Функциональные возможности 1С:Шины

  1. Среда разработки интеграционных решений

В сервисной шине доступен веб-интерфейс для разработки, в котором реализована полноценная среда для написания, отладки и рефакторинга кода. Есть поддержка командной работы, интеграция с GitLab, в которой можно отслеживать разные версии кода, и возможность параллельной работы команды.

1С:Шина предоставляет встроенные средства поддержки разработчиков, например, синтакс-помощник с автозаполнением кода и контекстную документацию. Всё это позволяет повысить скорость разработки и обеспечить согласованность в работе специалистов.

  1. Панель управления

В интеграционной шине 1С есть удобный интерфейс администрирования ESB-сервиса. Здесь можно запускать новые и останавливать старые интеграционные схемы, управлять резервным копированием и восстановлением данных, правами пользователей и другими параметрами и функциями ПО. Также здесь специалисты смогут обновлять и управлять компонентами системы — базы данных и репозитории.

  1. Мониторинг и контроль

​​​​​​​Программа даёт команде возможность визуализации ключевых метрик. Например, в ней отображается общей количество переданных сообщений и статистика с разбивкой по каналам. Также можно посмотреть показатели производительности систем, статистику по успешной доставке информации и количеству сбоев при обмене.

В этом разделе также доступны журналы событий. В них разработчики смогут отследить сбои в работе систем, чтобы оперативно расследовать причины появления ошибок.

Краткие выводы

1С:Шина — это универсальный инструмент для построения цифровой экосистемы бизнеса. Она устраняет ручной ввод данных, синхронизирует разрозненные системы, автоматизирует документооборот и обеспечивает безопасный обмен информацией. Гибкость платформы позволяет адаптировать её под любые бизнес-процессы — от синхронизации с маркетплейсами до сложной аналитики в режиме реального времени.

Благодаря понятной среде разработки, мощным инструментам администрирования и детальному мониторингу, 1С:Шина становится надёжным «цифровым мостом» между всеми элементами инфраструктуры. Внедрение этого решения сокращает издержки, повышает точность данных и даёт бизнесу главное — возможность масштабироваться без технических ограничений.